Тихомирова Оксана Александровна
Опыт работы: «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитании дошкольников»Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К. Е. Тимирязев. В наше время состояние окружающей среды, глобальные экологические проблемы становятся предметом исследования многих областей науки. Формирование экологической культуры – сложный процесс и трудно переоценить роль образования в нем. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому именно экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Проанализировав программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая является основой общеобразовательной программы нашего детского сада, я пришла к выводу, что использование эксперимента как метода экологического воспитания явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте в практической работе с детьми. Поэтому мною было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу. Были изучены работы таких ведущих авторов, как А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова. Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о том, в ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на экологическое мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств. Актуальность опыта заключается в развитии личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Опытно- исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира. Практическая значимость представляет собой модель опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи. Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий опытно-экспериментальной деятельности для экологического воспитания дошкольников. В работе по экологическому воспитанию руководствуюсь следующими принципами: 1. Постепенное наращивание объема материала, в течение учебного года и от возраста к возрасту: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями; 2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности; 3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству; 4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности, систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, экспериментирование. Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира. Задачи экспериментальной деятельности: · Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. · Развитие у детей умение пользоваться приборами–помощниками при проведении экспериментов. · Развитие у детей умственных и мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; умения устанавливать причинно-следственные зависимости. Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей. Совместно с родителями создан уголок экспериментирования, который находится в центре «Природы». Оборудование уголка отвечает следующим требованиям: · безопасность для жизни и здоровья детей; · достаточность; · доступность. В уголке экспериментальной деятельности выделены: 1) место для постоянной выставке, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.); 2) место для приборов и место для хранения материалов (природного, «бросового»); 3) место для проведения опытов; 4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.) Дидактические материалы уголка экспериментирования: · познавательные книги; · атласы; · тематические альбомы; · серии картин с изображением природных сообществ; · схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов; · правила поведения в уголке экспериментирования. Приборы-помощники: · лупы; · весы, безмен; · компас; · песочные, механические часы; · магниты; · портновский метр, линейки, треугольник и др. Стимулирующие материалы: · сита, воронки разного размера; · разнообразные сосуды из различных материалов, разной конфигурации и объема; · природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; · утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; · технические материалы: гайки, скрепки, болты и др.; · разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; · красители пищевые, гуашь, акварельные краски; · медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др.; · прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла. Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, я подобрала содержание, которое доступно их пониманию. Кроме того все эксперименты, проводимые с детьми систематизировала и разделила между собой, учитывая особенности места проживания и текущее время. Таким образом, мною был составлен и реализован план работыпо развитию поисково-исследовательской деятельности (см. Приложение 1). В своей работе я использую следующую модель обучения детей организации экспериментирования: - первый этап обучения – это мотивация деятельности, интрига и сюрпризные моменты. Для этого я использую такие приемы, как создание развивающей среды, проблемные ситуации. В результате у детей формируется устойчивый интерес к исследовательской деятельности; - на втором этапе обучения я ставлю проблему и начинаю ее решение, далее дети самостоятельно осуществляют решение проблемы. Использую наводящие вопросы, уважительно отношусь к любым высказываниям ребенка, его действиям, предоставляю свободу выбора, действий и перемещения в пространстве. В результате дети учатся планировать, выбирать средства, реализовывать опыт и формулировать выводы при поддержке педагога; - на третьем этапе я ставлю проблему, а дети уже самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент. Применяю проблемные вопросы, пополняю уголок новыми материалами и предметами, использую приемы межличностного общения и сотрудничества, допущение неточности в своих действиях. Дети приобретают навыки самостоятельного планирования, реализации эксперимента, формирования цели и простейших гипотез с помощью педагога, графического фиксирование результатов; - на четвертом этапе постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно детьми. Для этого использую карточки с символическим изображением темы эксперимента. На этом этапе возможна самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности, фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия. Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю: во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; во-вторых, создать атмосферу общности интересов; в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей; в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной опытно-экспериментальной деятельности родителей с детьми дома (см. Приложение 2). Результатом этой деятельности стало портфолио «Опыты в домашних условиях». Результативность в экологическом воспитании детей через опытно-экспериментальную деятельность отслеживается следующими показателям и критериям: -ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; -предлагает возможные решения; -проверяет эти возможные решения, исходя из данных; - делает выводы в соответствии с результатами проверки; - применяет выводы к новым данным; - делает обобщения. Подводя итог данной работы, я пришла к выводу, что опытно-экспериментальная деятельность способствует познавательному развитию дошкольников, дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, а главное любить и беречь природу. И моя задача как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Ведь как гласит восточная мудрость “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №12 «Золотая рыбка» г.Карачев Тихомирова О.А.
Приложение 1
План работы по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования в подготовительной к школе группе
Приложение 2
План совместной опытно-экспериментальной деятельности родителей с детьми дома.
20 марта 2017 в 18:05
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.