Тихомирова Оксана Александровна

Опыт работы: «Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитании дошкольников»

Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев.

В наше время состояние окружающей среды, глобальные экологические проблемы становятся предметом исследования многих областей науки. Формирование экологической культуры – сложный процесс и трудно переоценить роль образования в нем. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Поэтому именно экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. 

Проанализировав программу « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой,  которая является основой  общеобразовательной программы нашего детского сада, я пришла к выводу, что использование эксперимента как метода экологического воспитания явно недостаточно в количественном и качественном эквиваленте в практической работе с детьми. Поэтому мною  было решено обогатить знания и опыт по данному вопросу. Были изучены работы таких ведущих авторов, как  А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, Н.А.Рыжова.

Рассматривая и анализируя работы отечественных педагогов можно говорить, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития», говорить о том, в ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое, но это порой бывает опасно. Эксперимент же, специально организованный педагогом, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающего мира, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников", которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на экологическое мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих, социальных чувств.

Актуальность опыта заключается в развитии личности ребенка через развитие навыков исследовательского поведения. Опытно- исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира.

Практическая значимость представляет собой модель опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.

Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий опытно-экспериментальной деятельности для  экологического воспитания дошкольников.

В работе по экологическому воспитанию руководствуюсь следующими принципами:

1. Постепенное  наращивание объема материала, в течение учебного года и от возраста к возрасту: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их взаимосвязи с внешними условиями;

2. Первоочередное использование непосредственного природного окружения, составляющего жизненное пространство детей: систематическое познание растений и животных зеленой зоны детского сада, а затем объектов природы, которые можно продемонстрировать с помощью различной наглядности;

3. Постепенное познавательное продвижение детей: от единичных сенсорных впечатлений от объектов и явлений природы к многообразию этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям, а затем к обобщению представлений на основе объединения растений и животных в группы по их сходству;

4. Широкое использование в работе с детьми разных видов практической деятельности, систематическое включение их в сенсорное обследование объектов и явлений природы, экспериментирование.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию окружающего мира.

Задачи экспериментальной деятельности:

· Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

· Развитие у детей умение пользоваться приборами–помощниками при проведении экспериментов.

· Развитие у детей умственных и мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

Осознавая важность выбранной темы, мною была подобрана специальная литература и оборудование, созданы все условия для познавательной активности детей. Совместно с родителями создан уголок экспериментирования, который находится в центре «Природы».

Оборудование уголка отвечает следующим требованиям: 

· безопасность для жизни и здоровья детей;

· достаточность;

· доступность.

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

1) место для постоянной выставке, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);

2) место для приборов и место для хранения материалов (природного, «бросового»);

3) место для проведения опытов;

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Дидактические материалы уголка экспериментирования:

· познавательные книги;

· атласы;

· тематические альбомы;

· серии картин с изображением природных сообществ;

· схемы, таблицы с алгоритмами выполнения опытов;

· правила поведения в уголке экспериментирования.

Приборы-помощники:

· лупы;

· весы, безмен;

· компас;

· песочные, механические часы;

· магниты;

· портновский метр, линейки, треугольник и др.

Стимулирующие материалы:

· сита, воронки разного размера;

· разнообразные сосуды из различных материалов, разной конфигурации и объема;

· природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;

· утилизированный материал: проволока,  кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;

· технические материалы: гайки, скрепки, болты и др.;

· разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

· красители пищевые, гуашь, акварельные краски;

· медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки, мензурки, резиновые груши и др.;

· прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

Чтобы опытно-экспериментальная деятельность вызывала у детей интерес, я подобрала содержание, которое доступно их пониманию. Кроме того все эксперименты, проводимые с детьми систематизировала и разделила между собой, учитывая особенности места проживания и текущее время. Таким образом, мною был составлен и реализован план работыпо развитию поисково-исследовательской деятельности  (см.  Приложение 1).

 В своей работе я использую следующую модель обучения детей организации экспериментирования:

- первый этап обучения – это мотивация деятельности, интрига и сюрпризные моменты.  Для этого я использую  такие приемы, как создание развивающей среды, проблемные ситуации. В результате у детей формируется устойчивый интерес к исследовательской деятельности;

- на втором этапе обучения я  ставлю проблему и начинаю ее решение, далее дети самостоятельно осуществляют решение проблемы. Использую наводящие вопросы, уважительно отношусь к любым высказываниям ребенка, его действиям, предоставляю свободу выбора, действий и перемещения в пространстве. В результате дети учатся планировать, выбирать средства, реализовывать опыт и формулировать выводы при поддержке педагога;

- на третьем этапе я ставлю проблему, а дети уже самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент. Применяю проблемные вопросы, пополняю уголок новыми материалами и предметами, использую приемы межличностного общения и сотрудничества, допущение неточности в своих действиях. Дети приобретают навыки самостоятельного планирования, реализации эксперимента, формирования цели и простейших гипотез с помощью педагога, графического фиксирование результатов;

- на четвертом этапе постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно детьми. Для этого использую карточки с символическим изображением темы эксперимента. На этом этапе возможна самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности, фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия.

Одним из важнейших направлений опытно-экспериментальной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

 во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

 во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

 в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

 в-четвертых, формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка.

Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого мною был разработан перспективный план совместной опытно-экспериментальной деятельности родителей с детьми дома (см.  Приложение 2).

Результатом этой деятельности стало портфолио «Опыты в домашних условиях».

Результативность в экологическом воспитании детей через опытно-экспериментальную деятельность отслеживается следующими показателям и критериям: 

-ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить; 

-предлагает возможные решения; 

-проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

- делает обобщения.

Подводя итог данной работы, я пришла к выводу, что опытно-экспериментальная деятельность способствует познавательному развитию дошкольников, дети научились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности, а главное любить и беречь природу.

И моя  задача как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно поощрять. Ведь как гласит восточная мудрость “Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».

Воспитатель МБДОУ детский сад

комбинированного вида №12

«Золотая рыбка» г.Карачев

Тихомирова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 1

 

План работы по развитию поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования

 в подготовительной к школе группе

 

Содержание работы

 

Срок выполнения

Результаты

 

Изучить теоретический материал по данной теме

 

Сентябрь


Изучила теоретический материал в педагогике и дидактике, ознакомилась с работами ведущих педагогов по исследовательской деятельности

Провести опрос детей с целью выявления знаний и умений по экспериментальной деятельности

Сентябрь

Данные опроса показали, что знания и умения детей по экспериментальной деятельности достаточно поверхностны. Они не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

Организовать и обогатить предметно-развивающую среду для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей


В течение года

Оформлены:

- уголок природы с
разнообразными
комнатными растениями;

- мини-лаборатория с
набором элементарных
приборов (специальная
посуда - стаканчики,
трубочки, тарелки,
воронки);

- природный материал
(камешки, песок, глина,
разные семена);

 -утилизированный материал (проволока,
скрепки, нитки и т.д.);

- лупы, магниты, весы

- огород на окошке;

- дидактический материал.

Наметить основные формы работы

Октябрь

ООД;

Самостоятельная
деятельность детей;
Совместная
деятельность
взрослых и детей, а
также детей со
сверстниками

Составить перспективный план

Октябрь

См. приложение

Разработать конспекты организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования

В течение года

Конспекты: «Царица-водица», «Воздух вокруг нас», «Удивительный магнит»

Создать картотеку опытов и
экспериментов

В течение года

Картотека в наличии

Работа с воспитателями: «Воздух вокруг нас»

В течение года

Выпущена памятка общих
правил исследовательского
обучения

Работа с родителями:

- консультации на темы
организации детского
экспериментирования в
домашних условиях;

- тематические
фотовыставки:

«Мои домашние питомцы», «Наша семья в лесу»;

- рекомендации в уголок:
«Опыты со снегом», «Вода
и воздух вокруг нас»;

- рекомендованная
литература «Домашняя
лаборатория»;

родительское собрание
«Растим любознательных».

В течение года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

Приложение 2

 

План совместной опытно-экспериментальной деятельности родителей с детьми дома.

Период

Содержание работы

Цель

 

Результат

Сентябрь- ноябрь

Ознакомление родителей с уголком экспериментирования в группе.  

Привлечение к созданию предметно-развивающей среды в группе.

Созданию предметно-развивающей среды по опытно-экспериментальной деятельности в группе.

Консультация на тему: «Растим любознательных детей»

Дать представление о том, что опытно-экспериментальная деятельность пронизывает все сферы жизни дошкольника.

Ее влияние на ребенка.

Создание мотивации к совместной опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.

Беседа «Как организовать экспериментальную деятельность дома»

Привлечь родителей к участию в экспериментальной деятельности ребенка.

Проведение опытов с почвой: «Есть ли воздух в земле», «В какую почву лучше впитывается влага» и др.

Декабрь - февраль

Практикум: «Организация домашней лаборатории»

Привлечь родителей к созданию «домашней лаборатории», формирование интереса к совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях «Лавовая лампа», «Выращивание кристаллов» и др.

Экскурсия в зимний лес.

Наблюдение за изменениями, происходящими с природой в лесу зимой.

Проведение опытов в зимний период, таких как «Цветной лед», «Морозные узоры» и др.

Создание картотеки опытов «Зимние превращения»

Консультация на тему: «Эксперименты в домашних условиях»

Предложить родителям практические рекомендации по организации игр и экспериментов дома.

Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях «Игры с яйцом», «Натяжение воды», «Цветное молоко» и др.

Создание портфолио «Опыты в домашних условиях»

Март - апрель

Рекомендации: «Детское экспериментирование в природе. Храните экологию души!»

Привлечь родителей к участию в экспериментальной деятельности ребенка, побуждать бережно относиться к природе.

Проведение опытов в неживой природе «Фильтрование воды», «Пламя загрязняет воздух» и др.

День открытых дверей «Неизвестное рядом»

Познакомить родителей с организацией  опытно-экспериментальной деятельности  в детском саду.

Участие родителей в совместной экспериментальной деятельности с детьми.

20 марта 2017 в 18:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.